Содержание курса

Тема I. Введение

Природа

Тела и вещества

Что изучает физика

Что изучает химия

Научный метод

Лабораторное оборудование

Измерительные приборы. Измерения

 

Тема II. Тело и вещество

Форма, цвет, объем, запах

Состояния вещества

Масса. Температура

Строение вещества

Движение частиц вещества

Взаимодействие частиц вещества

Частицы вещества и состояния вещества

Строение атома

Химические элементы

Вещества простые и сложные

Кислород. Водород. Вода.

Растворы и взвеси

Плотность

 

Тема III. Взаимодействие тел

К чему приводит действие одного тела на другое?

Сила

Действие рождает противодействие

Всемирное тяготение

Деформация

Сила упругости

Условие равновесия тел

Измерение силы

Трение

Электрические силы

Магнитное взаимодействие

Давление

Давление в жидкостях и газах

Давление на глубине

Сообщающиеся сосуды

Действие жидкости на погруженное в них тело

Тема IV. Физические и химические явления

Механические явления

Механическое движение

Путь и время

Скорость

Относительность механического движения

Звук. Распространение звука

 

Тепловые явления

Тепловое расширение

Плавление и отвердевание

Испарение и конденсация

Теплопередача

 

 

Электромагнитные явления

Электрический ток

Источники тока. Напряжение

Сила тока

Проводники и диэлектрики

Электрические цепи

Последовательное и параллельное соединения

Тепловое действие тока

Магнитное действие тока

Химическое действие тока

 

Световые явления

Источники света

Свет и тень

Отражение света

Зеркала и их применение

Преломление света

Линза

Оптические приборы. Глаз и очки

Цвет

 

Химические явления

Химические реакции

Закон сохранения массы

Реакции соединения и разложения

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли

Углеводы

Жиры

Белки

Крахмал

Природный газ и нефть

 

Тема V. Человек и природа

Земля – планета Солнечной системы

Древняя наука – астрономия

В мире звезд

Названия созвездий

Карта звездного неба

Солнце

Луна – естественный спутник Земли

Космические исследования

Земля – место обитания человека

Литосфера, мантия, ядро

Гидросфера

Исследования морских глубин

Из истории судостроения

Атмосфера. Барометры. Влажность. Гигрометр и психрометр

Атмосферные явления

Из истории развития авиации

Воздухоплавание

 

Человек дополняет природу

Механизмы

Механическая работа

Энергия. Источники энергии

Тепловые двигатели

Двигатели внутреннего сгорания

Электростанции

Автоматика в нашей жизни

Радио и телевидение

Наука сегодня

Материалы для современной техники

Искусственные кристаллы

Полимеры

Химические волокна

Каучук и резина

 

Беречь природу

Загрязнение окружающей среды

Наука и безопасность людей

Контроль за состоянием атмосферы

Экономия ресурсов

Использование новых технологий

 

 

 

Цели курса

         РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ

         развитие прежде всего мыслительных навыков

         ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

         подготовка школьников к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин

         ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ НАУКИ

         научить детей наблюдать явления и переводить результаты наблюдения на язык понятий

         ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ

         создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии.

         СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

         создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения

Задачи курса

         формирование научной картины мира

         подведение к пониманию причинно-следственных связей

         предварительное знакомство с языком и методами физики

         подготовка к сознательному усвоению систематического курса физики

Специфика форм и методов работы с учащимися

         Обучение ведется в диалоговой форме

         Большое количество практических работ

         Занятия отвечают возрастным особенностям учащихся

         Все задания формулируются в живой увлекательной форме

         Большое внимание уделяется речевой деятельности

         Предлагаются задания и исследовательского характера

 

 

Структура курса

Курс состоит из модулей, охватывающих основные разделы физики и химии, изучаемые в средней школе. Начинается изучение курса со знакомства с предметом, постановки задач и целей изучения физики и химии, с научным методом исследования природы. Далее происходит ознакомление с лабораторным оборудованием, определение способов и методов измерений.

Логика изложения материала соответствует усложнению материала: вначале рассматривается строение вещества, на его основе взаимодействие тел (механическое, электрическое, магнитное). Затем отдельно рассматриваются физические явления (механические, тепловые, электромагнитные, световые) и химические явления (неорганические и органические вещества и соединения).

Заканчивается изучение курса основными сведениями из астрономии, сведениями о Земле как месте обитания человека, основами экологических знаний, а также сведениями об основных технических изобретениях человека.

Каждый модуль делится на темы, сопровождается большим количеством лабораторных работ, задач, заданий для самостоятельного размышления и выполнения, где необходимо есть подсказки.

Самое важное выделено в тексте жирным шрифтом, в конце параграфа часто делается общий вывод или подводится итог. Формулы выделены рамками.

В тексте имеются большие поля, на которых представлены рисунки, поясняющие текст. Нужно отметить большое количество и высокое качество иллюстративного материала. Шрифт достаточно крупный, легко читается, сразу выделяется главное.

Имеются примеры решения и оформления задач.

Материал изложен доступно, уровень сложности невысокий.

Своеобразие целей и задач курса обуславливают специфику форм и методов работы с учащимися. Обучение физики в 5-6 классах ведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиеся получают в ходе самостоятельной деятельности, организуемой учителем. В курсе физики 5-го класса предусмотрено большое количество практических работ. С учетом возрастных особенностей детей все задания формулируются  в живой увлекательной форме, в виде сказок, загадок и т.д. В условия задачи включаются  герои сказок, мультфильмов. Для выполнения домашнего задания предлагаются задания с элементами конструирования. Например: изготовить простейшие весы, термос, электроскоп. В курсе используются разнообразные дидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации.

Методические разработки

Содержание пропедевтического естественнонаучного образования предусматривает не только систему знаний, но и структуру познавательной деятельности, общей для естественнонаучных предметов. Такого рода деятельность может быть сформирована на основе адекватной системы умений. К таким умениям относятся умение наблюдать, проводить измерения, ставить опыты, проводить эксперимент, работать с учебной и дополнительной литературой, решать задачи. В настоящее время в педагогике придается большое значение формированию у школьников обобщенных познавательных умений и компетенций. Формирование таких умений можно осуществить при реализации единого подхода к формированию умений в преподавании различных естественнонаучных дисциплин.