Содержание курса
Тема I. Введение
Природа
Тела и вещества
Что изучает физика
Что изучает химия
Научный метод
Лабораторное оборудование
Измерительные приборы. Измерения
Тема II. Тело и вещество
Форма, цвет, объем, запах
Состояния вещества
Масса. Температура
Строение вещества
Движение частиц вещества
Взаимодействие частиц вещества
Частицы вещества и состояния вещества
Строение атома
Химические элементы
Вещества простые и сложные
Кислород. Водород. Вода.
Растворы и взвеси
Плотность
Тема III. Взаимодействие тел
К чему приводит действие одного тела на другое?
Сила
Действие рождает противодействие
Всемирное тяготение
Деформация
Сила упругости
Условие равновесия тел
Измерение силы
Трение
Электрические силы
Магнитное взаимодействие
Давление
Давление в жидкостях и газах
Давление на глубине
Сообщающиеся сосуды
Действие жидкости на погруженное в них тело
Тема IV. Физические и химические явления
Механические явления
Механическое движение
Путь и время
Скорость
Относительность механического движения
Звук. Распространение звука
Тепловые явления
Тепловое расширение
Плавление и отвердевание
Испарение и конденсация
Теплопередача
Электромагнитные явления
Электрический ток
Источники тока. Напряжение
Сила тока
Проводники и диэлектрики
Электрические цепи
Последовательное и параллельное соединения
Тепловое действие тока
Магнитное действие тока
Химическое действие тока
Световые явления
Источники света
Свет и тень
Отражение света
Зеркала и их применение
Преломление света
Линза
Оптические приборы. Глаз и очки
Цвет
Химические явления
Химические реакции
Закон сохранения массы
Реакции соединения и разложения
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
Углеводы
Жиры
Белки
Крахмал
Природный газ и нефть
Тема V. Человек и природа
Земля – планета Солнечной системы
Древняя наука – астрономия
В мире звезд
Названия созвездий
Карта звездного неба
Солнце
Луна – естественный спутник Земли
Космические исследования
Земля – место обитания человека
Литосфера, мантия, ядро
Гидросфера
Исследования морских глубин
Из истории судостроения
Атмосфера. Барометры. Влажность. Гигрометр и психрометр
Атмосферные явления
Из истории развития авиации
Воздухоплавание
Человек дополняет природу
Механизмы
Механическая работа
Энергия. Источники энергии
Тепловые двигатели
Двигатели внутреннего сгорания
Электростанции
Автоматика в нашей жизни
Радио и телевидение
Наука сегодня
Материалы для современной техники
Искусственные кристаллы
Полимеры
Химические волокна
Каучук и резина
Беречь природу
Загрязнение окружающей среды
Наука и безопасность людей
Контроль за состоянием атмосферы
Экономия ресурсов
Использование новых технологий
Цели курса
• РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ
• развитие прежде всего мыслительных навыков
• ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
• подготовка школьников к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин
• ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ НАУКИ
• научить детей наблюдать явления и переводить результаты наблюдения на язык понятий
• ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ
• создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии.
• СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
• создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения
Задачи курса
• формирование научной картины мира
• подведение к пониманию причинно-следственных связей
• предварительное знакомство с языком и методами физики
• подготовка к сознательному усвоению систематического курса физики
Специфика форм и методов работы с учащимися
• Обучение ведется в диалоговой форме
• Большое количество практических работ
• Занятия отвечают возрастным особенностям учащихся
• Все задания формулируются в живой увлекательной форме
• Большое внимание уделяется речевой деятельности
• Предлагаются задания и исследовательского характера
Структура курса
Курс состоит из модулей, охватывающих основные разделы физики и химии, изучаемые в средней школе. Начинается изучение курса со знакомства с предметом, постановки задач и целей изучения физики и химии, с научным методом исследования природы. Далее происходит ознакомление с лабораторным оборудованием, определение способов и методов измерений.
Логика изложения материала соответствует усложнению материала: вначале рассматривается строение вещества, на его основе взаимодействие тел (механическое, электрическое, магнитное). Затем отдельно рассматриваются физические явления (механические, тепловые, электромагнитные, световые) и химические явления (неорганические и органические вещества и соединения).
Заканчивается изучение курса основными сведениями из астрономии, сведениями о Земле как месте обитания человека, основами экологических знаний, а также сведениями об основных технических изобретениях человека.
Каждый модуль делится на темы, сопровождается большим количеством лабораторных работ, задач, заданий для самостоятельного размышления и выполнения, где необходимо есть подсказки.
Самое важное выделено в тексте жирным шрифтом, в конце параграфа часто делается общий вывод или подводится итог. Формулы выделены рамками.
В тексте имеются большие поля, на которых представлены рисунки, поясняющие текст. Нужно отметить большое количество и высокое качество иллюстративного материала. Шрифт достаточно крупный, легко читается, сразу выделяется главное.
Имеются примеры решения и оформления задач.
Материал изложен доступно, уровень сложности невысокий.
Своеобразие целей и задач курса обуславливают специфику форм и методов работы с учащимися. Обучение физики в 5-6 классах ведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиеся получают в ходе самостоятельной деятельности, организуемой учителем. В курсе физики 5-го класса предусмотрено большое количество практических работ. С учетом возрастных особенностей детей все задания формулируются в живой увлекательной форме, в виде сказок, загадок и т.д. В условия задачи включаются герои сказок, мультфильмов. Для выполнения домашнего задания предлагаются задания с элементами конструирования. Например: изготовить простейшие весы, термос, электроскоп. В курсе используются разнообразные дидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации.
Методические разработки
Содержание пропедевтического естественнонаучного образования предусматривает не только систему знаний, но и структуру познавательной деятельности, общей для естественнонаучных предметов. Такого рода деятельность может быть сформирована на основе адекватной системы умений. К таким умениям относятся умение наблюдать, проводить измерения, ставить опыты, проводить эксперимент, работать с учебной и дополнительной литературой, решать задачи. В настоящее время в педагогике придается большое значение формированию у школьников обобщенных познавательных умений и компетенций. Формирование таких умений можно осуществить при реализации единого подхода к формированию умений в преподавании различных естественнонаучных дисциплин.